полезные ссылки     новый сайт дацана (скоро открытие!) new!    


Буддизм :: Основные концепции Буддизма

Миры Сансары

Версия для печатиВерсия для печати

О сколько раз в Аду я пребывал,
Животным был и был одним из прет.
В мирах богов я вновь и вновь терял
Божественных заслуг чудесный свет.

Мой век теперь – не более ста лет,
Но если дольше – жизнь так коротка.
Кто может мне помочь вернуть мой свет?
Учитель сердца, Истина одна.
Колесо Бытия

Когда мы умираем, разрушаются внутренние Элементы Земли, Воды, Огня, Ветра. Пространство изменяется, мы чаще всего теряем сознание вследствие шока, и, когда приходит осознавание, мир Бардо раскрывает нам глаза на иллюзорность Бытия. Мы входим в процесс становления, ветер кармических наклонностей увлекает нас к предопределённому перерождению. Это Сансара.


Ниже приводится отрывок из трактата Васубандху "Абхидхармакоша".


"1. Обитатели Ада, преты, животные, люди и шесть [видов] обитателей Небес – это Мир Страстей.


Таким образом, Мир Страстей – это четыре формы существования [живых существ] и шесть классов богов: принадлежащие к группе Четырёх Хранителей Мира, принадлежащие к группе Тридцати Трёх [Богов], принадлежащие к группе богов Яма, Пребывающие в состоянии блаженства (Тушита, "Сад Радости"), Наслаждающиеся магическими творениями, Контролирующие [наслаждения], магически созданные другими, – плюс Мир-вместилище [этих существ].

Сколько же местопребываний [насчитывается] в нём?


С учётом деления на [виды] адов и на континенты – двадцать [местопребываний].


[К карике] добавляется отсутствующее слово "местопребывания".

Восемь великих адов: Оживляющий (санскр. Санджива), Чёрная Нить (санскр. Каласутра), Сокрушающий (санскр. Сангхата), Рыдание (санскр. Раурава), Великое Рыдание (санскр. Махараурава), Пылающий (санскр. Тапана), Раскалённый (санскр. Пратапана), Без Избавления (санскр. Авичи).

Четыре Континента: Джамбудвипа (Континент Дерева Джамбу, расположен южнее Горы Меру), Пурвавидеха (Восточная Видеха, на востоке от Горы Меру), Аварагодания (Западное Пастбище) и Уттаракуру (Северный Куру).

Эти ады и континенты, а также перечисленные выше шесть классов богов, животные и преты [составляют в сумме] двадцать местопребываний.

Таким образом, Мир Страстей [простирается от мира богов], Контролирующих [наслаждения], магически созданные другими, до [ада] Без Избавления, а считая вместе с [миром-]вместилищем, – до круга ветра включительно.

От этого Мира Страстей


2. Выше – семнадцать местопребываний Мира Форм.


Спрашивается, почему?


Здесь каждое из йогических сосредоточений (санскр. дхьяна) имеет три уровня.


Первое, второе и третье состояния йогического сосредоточения включают каждое по три уровня.


Четвертое, однако, [состоит] из восьми уровней.


Здесь, [в Мире Форм], первое состояние йогического сосредоточения [включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]: Сонмы [Богов Мира] Брахмы, Священнослужители Брахмы, Великий Брахма (примечание: в Махавьютпатти приводится ещё одно измерение Мира Брахмы: brahmaparişadya, Входящие в Совет Брахмы).

Второе [состояние йогического сосредоточения включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]: уровни [богов] Ограниченного Сияния, Неограниченного Сияния, Лучезарных.

Третье [состояние йогического сосредоточения включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]: уровни [богов] Ограниченного Наслаждения (Ограниченной Ауры), Неограниченного Наслаждения, Всецелого Наслаждения.

Четвёртое [состояние йогического сосредоточения включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]: уровни [богов] Безоблачных (санскр. anabhraka), Обладающих Великими Добродетелями (санскр. puņyaprasava), Обладающих Всевозрастающим Плодом [Заслуг] (санскр. bŗhatphala), [плюс пять Чистых Местопребываний]: Не [Самые Первые Среди] Великих (санскр. abŗhā), Безмятежные, Прекрасные (Привлекательные), Обладающие Ясным Видением, Наивысшие (санскр. akanişţhā, Акаништха).

Эти семнадцать уровней вместе с пребывающими на них живыми существами и есть Мир Форм.

Кашмирские [вайбхашики считают, однако, что Мир Форм состоит] из шестнадцати уровней вместе с пребывающими на них живыми существами. Они говорят, что посредине [Небес] Священнослужителей Брахмы возвышается местопребывание Великого Брахмы, подобно дому, в котором находится только один господин, и это местопребывание не является отдельным уровнем.


3. В Мире Без Форм нет местопребываний.


И действительно, у нематериальных дхарм нет местоположения (определённого расположения в пространстве). Прошедшие и будущие [дхармы], непроявленное и нематериальные дхармы не имеют пространственного расположения – такова неизменная закономерность. Однако этот [Мир Без Форм]


в зависимости от возникновения (становления) [имеет] четыре вида [медитативного состояния сознания].


Различаясь по способу возникновения, Мир Без Форм бывает четырёх видов, – это Измерение Бесконечного Пространства (санскр. ākāšānantyāyatana), Измерение Безграничного Сознания (санскр. vijñānānantyāyatana), Измерение Отсутствия Чьего-либо (санскр. akimcanyāyatana), Измерение Ни Восприятия, Ни Отсутствия Восприятия (санскр. naivasamjñānāsamjñāyatana). И те, [кто пребывает в этих измерениях], не обладают различением по расположению в пространстве: выше или ниже. Существа, достигшие [соответствующего] состояния йогического сосредоточения, рождаются именно в том [измерении], которое они освоили. Кроме того, промежуточное существование (пребывание в Бардо) тех, кто умирает в том или ином измерении, развёртывается именно в них.

Поток сознания живых существ, относящихся к Миру Форм, проявляется благодаря опоре на материю. На что же опирается [поток сознания] у тех, кто относится к Миру Без Форм?


В нём поток сознания опирается на силу принадлежности к роду (к живым существам) и на жизненную силу.


Абхидхармики считают, что [поток сознания существ в Мире Без Форм] опирается на силу принадлежности к [определённому] роду и на жизненную силу… Поток сознания у существ Мира Без Форм не имеет иной, [помимо себя], опоры…

Итак, почему эти [Три Мира] называются Миром Страстей, Миром Форм и Миром Без Форм?

Мир [определяется] в силу содержания своего собственного [характерного] признака.

Мир, привязанный к чувственности, есть Мир Страстей. Мир, привязанный к формам, есть Мир Форм… Мир Без Форм – это тот, в котором нет материи. Поэтому [Мир] Без Форм существует как нематериальный. Или: "материальное" [означает] подверженное сопротивлению. То, что лишено сопротивления, нематериально, не обладает формой. Мир, связанный с отсутствием формы, [называется] Миром Без Форм".


"Абхидхармакоша". Раздел III: Учение о Мирах ("Лока-нирдеша")



Структура Большой Вселенной согласно "Абхидхармакоша"

Мир Без Форм

  • Измерение Ни Восприятия, Ни Отсутствия Восприятия
  • Измерение Отсутствия Чего-Либо
  • Измерение Безграничного Сознания
  • Измерение Бесконечного Пространства

Мир Форм


Пять чистых измерений:

  • Акаништха (Превосходное, Наивысшее)
  • Ясное Видение (Высшее Видение)
  • Привлекательное (Прекрасное)
  • Безмятежное (Свободное от страданий)
  • Тонкое ("Не [Самые] Великие")

Следующие три мира также связаны с четвёртой дхьяной:

  • Обладающие Всевозрастающим Плодом (Великий Плод)
  • Обладающие Великими Добродетелями (Возрастание Заслуг)
  • Безоблачный [Свет]

Миры третьей дхьяны

  • Всецелое Наслаждение (Всеохватывающая Добродетель)
  • Неограниченное Наслаждение (Безграничная Добродетель)
  • Ограниченное Наслаждение (Малая Добродетель)

Миры второй дхьяны

  • Лучезарные (Ясный Свет)
  • Неограниченное Сияние (Безграничный Свет)
  • Ограниченного Сияния (Малый Свет)

Миры первой дхьяны

  • Великий Брахма
  • Священнослужители Брахмы
  • [Входящие в Совет Брахмы]
  • Сонмы [Богов Мира] Брахмы

Мир Страстей


  • Небеса Забвения от Развлечений, включают шесть божественных миров:
  • – Небеса Контролирующих [наслаждения], магически созданные другими,
    – Небеса Наслаждающихся магическими творениями,
    – Тушита (Небеса Пребывающих в состоянии блаженства),
    – Небеса Ямы,
    – Небеса Тридцати Трёх Богов,
    – Небеса Четырёх Хранителей Мира (Небеса Четырёх Правителей).
  • [Небеса Вырожденного Сознания (асуры)]
  • Мир Людей
  • Мир Животных
  • Мир Голодных Духов (преты)
  • Ад


Здесь надо отметить, что в вышеприведённом отрывке Васубандху перечисляет восемь великих горячих адов:

  • Оживляющий (санскр. Санджива)
  • Чёрная Нить (санскр. Каласутра)
  • Сокрушающий (санскр. Сангхата)
  • Рыдание (санскр. Раурава)
  • Великое Рыдание (санскр. Махараурава)
  • Пылающий (санскр. Тапана)
  • Раскалённый (санскр. Пратапана)
  • Без Избавления (санскр. Авичи)

В буддизме говорится также о холодных адах и об адах боли.

Восемь холодных адов имеют названия:

  • Вызывающий волдыри
  • Вызывающий нарывы от волдырей
  • Заставляющий причитать "ачу"
  • Заставляющий вскрикивать "киху"
  • Заставляющий стучать зубами
  • Заставляющий лопаться, как цветок утпала
  • Заставляющий лопаться, как цветок лотоса
  • Заставляющий лопаться, как большой лотос

Кроме великих существуют соседствующие ады. Адов великое множество. Посмотрите: даже на изображении Колеса Бытия Ад часто занимает наибольший сектор. Но что создаёт ады, если не наше сознание?


Почему существа оказываются в адах, почему перерождаются животными и претами, почему вынуждены в неволе испытывать невыносимые страдания?

Причина в искажённом сознании, допускающем убийства, насилие, жестокость, жадность, воровство, ложь, клевету, злое сердце, – причины для нашего перерождения в мирах страданий или в мирах счастья создаём мы сами.

Не убивать, а сохранять чужую жизнь; не воровать, а жертвовать вещи, успокоение, Истину; не прелюбодействовать, а сохранять верность; не пить спиртное, не употреблять наркотики и одурманивающие средства; не лгать, а говорить искренне – такие заповеди давал Будда мирским последователям. Но может ли помочь нам Будда, если мы не желаем прислушиваться к его словам?





      
      




   
Буддийский астрологический календарь на каждый день

Показывает: какой сегодня лунный день; что благоприятно делать, а что нет; какие сегодня праздники и пр.

Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

 

Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email. Подробности...

Этнический Петербург


Тибетский буддизм в закладки!


Тибетский буддизм на Яндексе


Copyright © 2005-2017 Новости буддизма в Санкт-Петербурге
Использование материалов с сайта разрешено для некоммерческой деятельности.
Для всех других случаев требуется письменное разрешение создателей сайта или указанного автора.

Индекс цитирования на Яндексе Rambler's Top100

Созерцание пустотности рекламы: