полезные ссылки     расписание хуралов     ответы на частые вопросы    


Буддизм :: Словарь

Буддийский словарь

Версия для печатиВерсия для печати

А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш - все описания на эту букву



Ваджра


Жезл или топор, выступающий как символ божеств, истины учения Будды. Может иметь вид диска, а может быть крестообразной. Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия. В буддизме ваджра выглядит как перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообразный варианты). Ваджра олицетворяет мужское начало Вселенной, сострадание, активность. В буддийском изобразительном искусстве она выступает в паре с колокольчиком — символом женского начала, мудрости, пассивности.

Ваджрапани


Один из бодхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны. Особенно почитаем в ваджраяне, где наряду с Авалокитешварой и Манджушри является одним из основных персонажей пантеона ранга бодхисаттв. Обычно изображается в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке. Его главная функция — уничтожение тупости и заблуждений. Легенды о Ваджрапани говорят, что он сопровождал Будду, когда тот покидал Капилавасту, присутствовал, когда к Будде пришли нага (змеи) для передачи ему сутры Праджняпарамита.

Ваджрасаттва


Один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения; Ваджрасаттву считают первой и основной эманацией Адибудды. Он также олицетворение всех 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата), вместе взятых. Его праджня — Ваджрасатвика. В. обычно изображается в традиционной позе будд, с ваджрой в правой руке и колокольчиком — в левой.

Ваджраяна


(санскр. — ‛алмазная колесница‛) — одно из гл. направлений махаяны и буддизма в целом. В конце 1 тыс. н. э. Ваджраяна стала доминирующей формой буддизма, в различные исторические периоды она имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае Ваджраяна сохранилась в Японии со времен Кукая, основоположника школы Сингон-сю, но полное господство Вадраяна получила в Тибете, где она считается венцом учения Будды. По индо-тибетской традиции существует два типа махаяны — ‛причинная‛ колесница парамит и ‛результативная‛ колесница тайной мантры, т. е. Ваджраяна. Цель у обоих типов одна, но методы разные. Сторонники Ваджраяны утверждают, что путь тайной мантры значительно могущественнее и может привести к достижению состояния будды не за много кальп, как в обычной махаяне, а за одну жизнь. Суть особого метода Вадраяны в т.н. йоге божественных форм, которая ускоряет обретение второго из ‛двух тел Будды‛, то есть ‛земного тела‛ (см. Трикая).

Вайрочана


Один из будд в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение сияния, сияющего света. Впервые его образ появляется в текстах сер. 1 тыс. н. э. В ваджраяне В. — один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциированы: сторона света — Центр или Восток, цвет — белый, животное-спутник — лев, элемент — эфир, чувство — слух. Обычно В. изображается сидящим на белом лотосе, в руках — ‛колесо учения‛ (дхармачакра). Его женское соответствие — Ваджрадхатешвари. Эманировавший из него бодхисаттва — Самантабхадра. Культ В. очень популярен в Китае и Японии, где В. почитают за Адибудду и часто называют Махавайрочаной (Великим В.).

Васубханду


(ок. 410-ок. 490) — инд. философ и писатель. Свою религ.-филос. деятельность начал как приверженец хинаянистической школы вайбхашика, секты сарвастивада, но позже под влиянием своего старшего брата Асанги перешел на позиции школы йогачара, упрочению к-рой немало способствовал своей лит. и проповеднич. деятельностью. Его ранняя работа ‛Абхидхармакхоша‛ является одной из наиб. исчерпывающих по хинаяне, а поздние сочинения, такие, как ‛Вадавидхи‛, ‛Вадамарга‛, ‛Таркашастра‛, ‛Виджняптиматрашастра‛, написаны уже с позиций махаяны. В. написал несколько специальных работ по логике, до нас не дошедших. Его трактаты переводились на кит. и тиб. языки.

Ватсипутрия


Школа стхавиравады, образовавшаяся около 280 до н. э. Основатель В. был последователем ачарьи Шарипутры — одного из учеников Будды — и слыл великим знатоком текстов Виная-питаки. Канон В. так же, как и у стхавиравады, состоял из трех частей. В. провозгласила существование некой постоянной материальной субстанции, определяющей природу человеч. индивидуальности (пудгала). Основывая свои суждения на опред. фрагментах канонич. текстов, содержавших термин ‛пудгала‛, последователи В. утверждали, что практич. реализация кармы невозможна вне существования личности (пудгала) как психологич. реальности. Теория о пудгале породила крайний протест среди буддистов разл. школ и направлений. Кроме того, ватсипутрии, подобно сарвастивадинам, считали, что архат подвержен падению и что ‛еретики‛ также могут достичь сверхъестеств. состояния. Центром школы В. являлся район Аванти. В период правления Харши (4 в. н. э.) ей покровительствовали члены семьи этого правителя. Таранатха отмечает, что В. просуществовала вплоть до начала правления царей династии Пала (9 в. н. э.).

Викальпа


Все формы мышления и все операции мышления и их результат — знания, полученные с помощью мышления. В. — это также собирательное имя для трех законов мышления: закона противоречия, закона тождества и закона причинности. Знание, полученное в результате деятельности мышления и отличное от восприятия как чистой чувственности, буддисты называют простой кажимостью, мыслительной конструкцией, ибо мир вещей и мир мышления никак друг с другом не связаны; мышление конструирует образы вещей по своим собств. законам, и эти образы не соответствуют ничему в реальности.

Винитаручи


Вьет. будд. школа, основанная в 580 выходцем из Южн. Индии Винитаручи. Перебравшись через Цент. Азию в Китай, он в 562 прибыл в столицу Чаньань, к-рую покинул через 12 лет в связи с антибудд. преследованиями. Он был учеником третьего ‛патриарха‛ школы чань Сэн Цаня, к-рый посоветовал Винитаручи отправиться на юг. Нек-рое время он провел в Гуанчжоу, где перевел две сутры с санскрита на вэньянь. На территории нынешнего Сев. Вьетнама Винитаручи оказался в 580: он обосновался в пагоде Фапван в Луилау — крупном будд. центре региона. Умер Винитаручи в 594. Преемственность наставников его школы прослеживается до 1213. За это время сменилось 19 ‛поколений‛ наставников.

Винная – питака


Одна из трех осн. частей будд. канона наряду с Сутта-питакой и Абхидхамма-питакой.

Випасана


Высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость (праджня). С помощью Випасаны происходит освобождение от эгоцентризма (нама) и потребностей физического тела (рупа).

Восемь драгоценностей


(они же — ‛восемь эмблем славы‛, ‛восемь знаков счастья‛, ‛восемь благоприятных символов‛, ‛восемь жертв‛; санскр. аштамангала) — набор из 8 предметов, образующих самостоятельную структурную единицу в системе культовой практики буддизма. В каждом из предметов заложен философский подтекст: зонт защищает от злых помыслов; две золотые рыбы символизируют счастье и единство: ваза, наполненная напитком бессмертия, — сокровищница благих намерений; цветок лотоса — символ божеств, происхождения и залог спасения; закрученная спиралью вправо раковина — символ блаженства; узел, не имеющий начала и конца, — символ бесконечного цикла перерождений; штандарт (знак победы) — символ горы Меру, центра буддийской Вселенной; колесо с 8 спицами — символ восьмеричного пути к совершенству. В каждом действующем буддийском храме Восемь драгоценностей стоят на алтаре в виде 8 отдельных небольших скульптур, выполненных из дерева или металла; часто встречаются в виде отпечатка на бумаге или ткани; повсеместно имеются в юртах и домах в регионе распространения ламаизма. Каждая из Восьми драгоценностей (особенно лотос, колесо с 8 спицами, узел без начала и конца) может изображаться по отдельности и выступать как орнаментальный мотив в буддийском искусстве и как объект культа.

Восьмеричный (благородный) путь


Путь, который, избегая две крайности — чувственное сладострастие и самоистязание, — ведет к просветлению и освобождению от страданий (дуккха). Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация.




      
      






   
Буддийский астрологический календарь на каждый день

Показывает: какой сегодня лунный день; что благоприятно делать, а что нет; какие сегодня праздники и пр.

Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

 

Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email. Подробности...

Этнический Петербург


Тибетский буддизм в закладки!


Тибетский буддизм на Яндексе


Copyright © 2005-2018 Новости буддизма в Санкт-Петербурге
Использование материалов с сайта разрешено для некоммерческой деятельности.
Для всех других случаев требуется письменное разрешение создателей сайта или указанного автора.

Индекс цитирования на Яндексе Rambler's Top100

Созерцание пустотности рекламы: