полезные ссылки    


Буддизм :: Словарь

Буддийский словарь

Версия для печатиВерсия для печати

А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш - все описания на эту букву



Кагьюпа


Тиб. будд. школа; ее последователи считают необходимым непосредственную передачу сокровенного учения от учителя к ученику, несоблюдение этого правила может привести к потере учения. Школа ведет свое начало от индийского мастера Тилопы, который передал свое учение йогу Наропе, учеником которого стал тибетский домохозяин Марпа, передавший учение поэту и йогу Миларепе. Особое внимание в школе обращалось на аскетическую практику, технику хатха-йоги. Высшая цель — махамудра. Один из основных текстов — Шаданга йога (Шесть учений) Наропы. В нем описываются возможные пути достижения просветления в этой жизни или в момент смерти: посредством реализации туммо, или внутреннего жара, Иллюзорного тела, Сновидений, Бесконечного света, бардо — промежуточного состояния между жизнью и смертью, перехода из одного существования в другое. Со школой Кагьюпа связаны ежегодные (в самое холодное время года) состязания йогов, которые должны высушить жаром собственных тел полотенца, намоченные в ледяной воде. Раз в 12 лет, в год птицы, Маха тонгба (Великий заклинатель) — йог, пребывавший в затворе 12 лет, должен продемонстрировать собравшимся чудеса левитации, способность реализовать внутренний жар собственного тела, скорость передвижения.

Калачакра


Одна из важных систем буддийской тантры, относящаяся к разряду "ануттарайога"; текст, излагающий эту систему. В Индии К. появляется лишь в 10 в. н. э.: согласно традиции, в 965 ее приносит Цилупа из полулегендарной страны Шамбалы, где учение сохранялось с того времени, когда оно было поведано Буддой царю Шамбалы Сучандре. Калачакра — позднейшая из общепринятых доктрин ваджраяны и, заметно отличаясь своей терминологией и мифологией от других тантр класса "ануттарайога". Несет отпечаток влияния небуддийской философско-религиозной систем: вишнуизма, шиваизма, манихейства и др. Особенно заметно влияние ислама: так. первым годом в хронологической системе Калачакры считается год хиджры (ошибочно 624 вместо 622). Астрологические и астрономические исчисления Калачакры., на которых строился календарь 60-летних циклов, распространенный во многих странах Азии, придали большую известность этому учению. Философская новизна Калачакры обнаруживается прежде всего в том, что здесь на уровне тантры доводятся до логическое завершения монистической тенденции махаяны, вводится концепция Адибудды — первоисточника бытия, персонифицируемого в образе 24-рукого Калачакры и его праджни, олицетворяющих слияние Времени и Пустоты. Внутренняя реализация тождества микро- и макрокосма, понимаемая как "пробуждение" (бодхи), достигается с помощью сложной психотехники, проводимой, как правило, по методу "шестичленной йоги". Основной текст традиции Калачакры — Калачакра-мула-тантра считается утраченным. Важнейшим из сохранившихся сокращенных версий считается Калачакра-лагху-тантра-раджа, а наиболее ранний и важный из комментариев, Вималапрабха, приписывается третьему (начиная с Сучандры) царю Шамбалы — Пундарике.

Кальпа


В буддийской космологии период существования Вселенной, или один "поворот колеса времени" Вселенной. Термин заимствован поздними буддистами из индуизма и перетолкован. По мнению буддистов, каждая Кальпа включает в себя этапы разрушения мира огнем, водой и ветром, стабильности, возрождения и разворачивания мира. В конце каждой Кальпы Вселенная разрушается, и все начинается сначала. Причина мирового цикла — грехи живых существ. Каждый из четырех этапов делится на 20 последовательных моментов, или ступеней. Кроме того, Кальпа состоят из четырех эр (юг) — Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги, различающихся длительностью и количеством наличного в мире счастья. Кальпа также длятся неодинаково; они будут сменять друг друга, пока все живые существа не встанут на путь спасения. Тогда мир окончательно перестанет существовать.

Карма


Согласно тхераваде — любые моральные (кусала) и аморальные (акусала) волевые намерения. Если же действие совершено не преднамеренно, то оно не создает Кармы. Следует отметить, что Карма считается чрезвычайно сложным законом, характер проявления которого полностью осознал только Будда. В конструировании Кармы главная роль принадлежит мысли, т. к. слова и действия являются вторичными по отношению к сознанию. Поэтому в абхидхармич. (см. Абхидхарма).

Кашьяпия


(санскр., в будд. традиции — по имени основателей школы брахмана Кашьяпа и брахмана Суварша) — одна из поздних школ ветви стхавиравада. Возникла после третьего Сангити ок. 240 до н. э. Канон К. по своему содержанию близок канону дхармагуптаков. Сакральным цветом кашьяпийи считали красно-черный Символом школы был цветок магнолии. Цент. положением учения школы было признание лишь кармич. действий настоящего. к-рые и создают основу для будущей кармы. Классич. примером, объясняющим данное положение, становится у К. причинно-следственная связь растения и зерна: «пока побег не появился, зерно существует, но как только побег появился, зерно более не существует». К. получила широкое распространение в сев.-зап. регионе Индостана: в 1 в. н.э. последователи школы основали свои монастыри в районе Сиркапа и Таксилы. Во 2 в. н. э. монастыри К. возникают вокруг Пурушапура. В 4 в. н.э. кашьяпийи появляются в Белуджистане. Сюаньцзан и Ицзин встречали кашьяпийев в Уддияне и Хотане. В 7 в. н.э. в Индии школа К. перестала существовать.

Коан


Одна из двух важных практик в дзэн-буддизме, помогающая достичь "пробуждения" (сатори). Как правило, Коан содержат элемент парадоксальности, и решить его рациональным способом невозможно. Он должен полностью завладеть созначием ученика, вытеснив прочие мысли, и тогда после предельного ментального напряжения наступает внезапный "прорыв" и смысл Коана становится понятным. Многие Коаны считались нормативными и передавались из поколения в поколение. Два наиболее знаменитых сборника Коанов были составлены в 11-13 вв.: "Умэньгуань" ("Застава без ворот") и "Бияньлу" ("Записки у бирюзовой скалы"). Эти сборники использовались и японскими наставниками. Направление Риндзай-сю отдавало Коану предпочтение перед сидячей медитацией: ученикам предлагалось решать поочередно один Коан за другим. Напротив, в школе Сото-сю ученику предлагался лишь один Коан на всю жизнь, а более важной считалась практика медитации.

Концепция власти в буддизме


Все концепции власти, бытующие в странах будд. мира, можно разделить на два типа: древнеинд. концепция «бога-царя», восходящая к мифологич. мышлению, и будд. концепция власти, возникшая в период формирования тхеравады и с рядом дополнений воспринятая впоследствии нек-рыми более поздними направлениями и школами буддизма. Особенностями концепции «бога-царя» являются: включение брахманских обрядов в политич. систему власти; обожествление личности короля, к-рый почитался аватарой (воплощением) Вишну, Шивы или Индры с соответствующими сверхъестеств. способностями и атрибутами; перенесение символов космич. порядка на политич. культуру конкретного гос-ва: провозглашение монарха с его атрибутами власти центром мироздания; использование древнеинд. трактатов для обоснования функций монарха; право «бога-царя» на власть обосновывалось его сакрализацией, а не морально-нравст. достоинствами. Согласно концепции власти царь не только правитель, но и регулятор социального порядка. Если он несправедлив, то приносит несчастье своим подданным. Монарх, к-рый не следует дхарме и не соблюдает высшие нравств. нормы, ведет страну к разорению. В этом случае он теряет право на власть и народ вправе свергнуть его. К. в. в б. не имеет завершенной формы, в нее можно вводить бесконечное количество морально-нравств. поучений, включая поучения о морали, медитации, мудрости, долге и обязанностях монарха. Она ставит под вопрос законнось власти, утверждает фактич. зависимость власти от морально-нравств. законов, а юридически ставит эту власть под контроль сангхи как хранителя и толкователя морально-нравств. законов (дхармы). На практике правители будд. стран совмещали две концепции: инд. и будд. — первая служила для сакрализации царской власти, вторая — для ее прославления и оправдания перед будущими поколениями. Историч. хроники на синг., бирм., тайском, кхмер. языках содержат множество историй, прославляющих того или иного монарха как чакравартина, дхармараджу, бодхисаттву и т. д.: при этом всегда отмечаются заслуги монарха по отношению к религии и сангхе. Роль монарха, или правителя, в качестве защитника и покровителя религии считается ключевой для укрепления структуры гос-ва во всех странах южн. буддизма. Монарх защищает сангху, последняя узаконивает его власть. В ср.-век. Монголии, буддизм в к-рой представлял собой синтез махаяны и ваджраяны, под влиянием К. в. в б. сформировалась концепция «двух принципов гос. власти» — духовной и светской, к-рую осуществляли 2 правителя: один руководил сангхой, другой — гос-вом: оба они не имели права вмешиваться в дела друг друга, но должны были оказывать друг другу посильную помощь. Этот принцип впервые был сформулирован совместно императором Хубилаем (годы правления 1260-1294) и представителем школы сакьяпа Пагба-ламой. Соблюдение этого принципа затруднялось нестабильностью политич. ситуации в Монголии на протяжении 14–20 вв. (феод. раздробленность и наличие многих светских правителей вместо одного; с 1691 по 1911 подчинение Монголии маньчж. императору Китая). В 1912–1919 обе власти — светская и духовная — слились в одном лице, и Монголия превратилась в теократич. монархию во главе с Богдо-гэгэном. Такой же была реализация К. в. в б. в Тибете, где глава ведущей школы гелугпа Далай-лама до присоединения Тибета к Китаю в 1951 сочетал в себе функции светского и духовного правителя. После 1959, даже находясь в эмиграции, Далай-лама продолжает не только оставаться духовным главой Тибета в глазах тибетцев, но и высшим духовным авторитетом в глазах всех остальных буддистов. (В. И. Корнев. Н. Л. Жуковская)

Космология буддизма


Согласно учению буддизма, все существа постоянно перерождаются в соответствии со своей кармой. В будд. космологии отражены уровни, на к-рых возрождаются существа. Эти уровни группируются в трех сферах, или сосудах бытия. Первая сфера (камалока) отождествляется с чувственным, или реальным, миром, вторая (рупалока) — с миром форм, или иллюзорным миром; третья (арупалока) — с миром без форм, или сферой чистого сознания. Камалока имеет 11 уровней, рупалока — 16, арупалока — 4 уровня, итого 31 уровень существования, к-рые располагаются в виде перевернутой пирамиды, т. к. время жизни на нижнем уровне наиб. короткое, а на самом верхнем уровне, по существу, — бесконечно. В К. б. имеются след. уровни существования: 1) нирая — ад, в к-ром находятся существа с очень плохой кармой (каймой); когда плохая карма иссякает, то существа возрождаются на более высоких уровнях: 2) тирачана-йони — царство животных; 3) пета-йони — царство духов, у к-рых нет среды обитания и поэтому они живут в лесах и на свалках; среди них есть такие, судьбы к-рых зависят от живых родственников; последние могут передавать духам свои заслуги и тем самым улучшать их карму для возрождения в мире людей; 4) асура-йони — царство демонов-асуров, к-рые стремятся причинить зло др. существам и поэтому — несчастны; 5) манусса — царство людей, испытывающих и горе, и счастье; будды и бодхисаттвы всегда предпочитают возрождаться в облике людей, т. к. считают, что существа этого царства наиболее восприимчивы к их проповедям; 6) чатумма-хараджика — царство божеств, охраняющих четыре стороны света; 7) таватимса — царство 33 богов, к-рым управляет бог Сакка (Индра); в этом царстве Будда в течение трех месяцев читал проповеди о высшей дхарме; 8) яма — царство богов, не испытывающих страданий (дуккха); 9) тусита (тушита) — царство счастливых небожителей; будды и бодхисаттвы пребывают в этом царстве, прежде чем возродиться среди людей; здесь же находится будда Грядущего мирового периода (Майтрея), 10) нимманарати — царство богов, пребывающих в неге в созданных ими дворцах: 11) параниммитавасаватти — царство богов, способных создавать др. существа; их правителем считается демон-искуситель Мара. 4 нижних уровня горестного существования дуггати и 7 уровней счастливого существования сугати составляют камалоку — чувственную сферу существования. Все существа этой сферы смертны, только небожители живут очень долго по сравнению с людьми и существами уровней дуггати. Над камалокой находится сфера рупалока, или 16 царств брахм, избавленных от чувственных желаний. На этих уровнях возрождаются те, кто занимается медитацией. Высшей сферой бытия является арупалока, состоящая из четырех уровней и представляющая собой сферу чистой мысли: 1) сфера безграничного пространства: 2) сфера безграничного сознания; 3) сфера пустоты; 4) сфера, не поддающаяся описанию. По существу, вся философия тхеравады базируется на идеях космологич. пирамиды, включающей представления о сансаре, нирване, времени, пространстве, движении и т. д.




      
      






   
Буддийский астрологический календарь на каждый день

Показывает: какой сегодня лунный день; что благоприятно делать, а что нет; какие сегодня праздники и пр.

Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

 

Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email. Подробности...

Этнический Петербург


Тибетский буддизм в закладки!


Тибетский буддизм на Яндексе


Copyright © 2005-2018 Новости буддизма в Санкт-Петербурге
Использование материалов с сайта разрешено для некоммерческой деятельности.
Для всех других случаев требуется письменное разрешение создателей сайта или указанного автора.

Индекс цитирования на Яндексе Rambler's Top100

Созерцание пустотности рекламы: