полезные ссылки     новый сайт дацана new!    


Буддизм :: Словарь

Буддийский словарь

Версия для печатиВерсия для печати

А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш - все описания на эту букву



Падмасабхава


Гуру Падма, Гуру римпочхе — персонаж в будд. мифологии Тибета. Его прообразом был, видимо, проповедник из страны Уддияна, приглашенный тиб. царем Тисрондецаном (755-791) для помощи философу Шантаракшите в пропаганде буддизма в Тибете. Согласно преданию, Падмасабхава магией и чарами обращал в буддизм языческих богов Тибета. Его считают основателем древнейшей буддийской школы Тибета — ньингмапа и монастыря Самье. С его именем связывается также проникновение в Тибет ваджраяны, введение мистерии цам (чам), создание комментария на текст "Бардо тодол" ("Книга мертвых"). Падмасабхава посвящается цам, исполняемый в 10-й день 5-го месяца или в 10-й день 10-го месяца.

Панча-татхагата


(панча джина - пять будд) - белый Вайрочана, красный Амитабха, желтый Ратнасамбхава, синий Акшобхья и зеленый Амогхасиддхи. Эти пять будд, зачастую именовавшиеся в лит-ре термином "дхьяни-будды", занимают верхний этаж в иерархии пантеона ваджраяны. Каждый из них является владыкой одной из будд. "семей": Вайрочана - семьи татхагаты, трансформирующей неведение; Амитабха - семьи лотоса, трансформирующей сладострастие; Ратнасамбхава - семьи драгоценности, трансформирующей ревность; Акшобхья - семьи ваджры, трансформирующей гнев; Амогхасиддхи - семьи кармы, трансформирующей зависть. Тысячи божеств ваджраяны могут рассматриваться как эманации "пяти татхагат". Размещаясь по странам света (Вайрочана - центр, Амитабха - запад, Ратнасамбхава - юг, Акшобхья - восток, Амогхасиддхи-север), пять татхагат составляют архетип всех мандал ваджраяны. Кроме того, они, как правило, являются сущностью всех пятеричных наборов тантрич. понятий, таких, как "пять познаний", "пять чувств", "пять цветов" и т. д. (А. А. Терентьев)

Панчхен—Лама


Панчен-лама, (санскр.-тиб., букв., "Учитель — великое знание"), или Панчхен-римпочхе ("Драгоценное великое знание") — согл. тиб. будд. традиции, титул наставников Далай-ламы, считающихся воплощением будды Амитабхи. Формирование института Панчхен-ламы связано с именем Лобзан Чойчжи-джалцана (1570-1663), настоятеля монастыря Ташилхунпо, духовника Далай-ламы IV и Далай-ламы V. Мотивация отношения учитель — ученик обосновывается буддийской доктриной: Панчхен-лама является наставником Далай-ламы, потому что он — воплощение будды Амитабхи, чьим духовным сыном является бодхисаттва Авалокитешвара, который воплощается в Далай-ламе. Местопребывание Панчхен-Ламы - монастырь Ташилхунпо. Панчхен-лама III был талантливым дипломатом, политиком, писателем, автором эсхатологического трактата о войне страны Шамбала; Панчхен-лама IV, Данби-ньма (1781-1854) известен как кодификатор тиб. монг. пантеона. С кон. 19 и до сер. 20 в. возрастает соперничество между Далай-ламой и Панчхен-ламой за сферы влияния.

Парамита


Совершенство. К 6 совершенствам — ступеням, которые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы: милостыня (дана), обеты (шила), терпение (кшанти), старание (вирья), медитация (дхьяна) и мудрость (праджня) — в нек-рых будд. школах добавляли еще 4: помощь другим (упая), глубокое желание давать просветление другим (пранидхана), совершенствование десяти сил (бала), применение трансцендентного знания (джняна).

Патра


Чаша, используемая будд. монахами хинаяны для сбора подаяний; с нею они ежедневно по утрам обходили окрестное население, а потом съедали собранное после полудня в соответствии с правилами жизни общины. С П. в руках обычно изображаются все боги ранга будд, что должно подчеркивать монашеский аскетизм их жизни.

Посох монашеский


Одна из обязат. принадлежностей будд. монахов. Согласно легендам, первый Посох из сандалового дерева принадлежал самому Шакьямуни. Классический раннебуддийский Посох делался из дерева и увенчивался металическим навершием, на которое насаживались 12 металических колец (по числу 12 нидан — причин, ведущих к бесконечной цепи перерождений), издававших мелодичный звон при ходьбе. Основное назначение Посоха. — предупреждать этим звоном все попадающиеся на пути идущего монаха живые существа (мелких животных, насекомых и т. п.) и тем самым дать им возможность избежать участи быть раздавленными, а монаха избавить от невольного преступления — убийства живого существа, т. е. насильств. прерывания чужой кармы.

Потала


1) в будд. мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденция Далай-ламы в Лхасе (до 1959), одна из гл. святынь Тибета; названа в честь рая бодхисаттвы Авалокитешвары.

Пратитья-самутпада


Цепь причинности. Описывает деятельность отдельных элементов-дхарм в мировом процессе, последовательность их появления в пространстве и во времени, в частности, последовательность причин страдания и событий, ведущих к рождению, старости и смерти. Буддисты различают 3 вида причинных связей: для элементов мертвой материи, для органического мира, где происходит постоянный рост живых существ: для психического мира, где действие нравственных причинности (карма) накладывается поверх естественной причинности, действующей в мире живого. В мире неживой материи причины и следствия однородны, например 4 главных и 4 вторичных элемента материи связывает отношение одновременности (сахабху). В органическом мире выражением цепи причинности является двенадцатичленная формула ‛колеса жизни‛. Эта формула вызвала много схоластических дискуссий в разных школах буддизма, связанных с расхождениями в определении числа составляющих ее элементов (в некоторых школах называли не 12, а 10, 9, 5 и даже 3 ступени, по которым распределяются образующие живое существо элементы). В живописи двенадцатичленная формула изображалась как внешний обод ‛колеса жизни‛. Действующая в мире сознания карма является гл. силой, контролирующей постепенный прогресс мирового процесса к окончательному освобождению.

Пуджа


Богослужение, как правило, сопровождаемая пением и подношениями.

Пять правельных деяний


Пять видов религиознойш практики, необходимых для перерождения в "чистой земле" будды Амиды, сформулированных китайским буддийским монахом Шаньдао: 1 ) чтение и декламация 3 главных амидаистских сутр; 2) медитация, объектом которой является "чистая земля"; 3) моления будде Амиде; 4) произнесение имени будды Амиды; 5) восхваление добродетелей и могущества будды Амиды, а также совершение ему подношений. Произнесение имени будды Амиды считалось основным деянием.




      
      




   
Буддийский астрологический календарь на каждый день

Показывает: какой сегодня лунный день; что благоприятно делать, а что нет; какие сегодня праздники и пр.

Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

 

Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email. Подробности...

Этнический Петербург


Тибетский буддизм в закладки!


Тибетский буддизм на Яндексе


Copyright © 2005-2018 Новости буддизма в Санкт-Петербурге
Использование материалов с сайта разрешено для некоммерческой деятельности.
Для всех других случаев требуется письменное разрешение создателей сайта или указанного автора.

Индекс цитирования на Яндексе Rambler's Top100

Созерцание пустотности рекламы: