полезные ссылки     новый сайт дацана (скоро открытие!) new!    


Буддизм :: Символы

Символические атрибуты божеств

Версия для печатиВерсия для печати

Агни (пламя). Используется в качестве орудия войны, а также как важный компонент пожертвований. Агни часто держит Шива.

Анкуша (крюк). Сделан из небольшой деревянной ручки с острым металлическим крюком наверху. Иногда ручка выполнена в форме ваджры. Когда крюк выполнен с ваджрами, его называют Ваджра-анкуша. Анкуша является атрибутом многих тантрических божеств.

Акшамала (мала, чётки). Являются символом непрерывности и цикличности. Чётки представляют собой замкнутую нить с нанизанными бусинами. Чётки в качестве символов держат Авалокитешвара, Праджняпарамита, Чунда, Васундхара, другие божества.

Бана (стрела). Бана – это стрела. Являтся символом пробуждения. Есть у тантрических божеств Марици, Курукуллы.

Ваджра (тиб. дордже). Первоначально ваджра считалась непобедимым орудием бога Индры. Буквально её можно перевести и как алмаз, и как молния. Значение ваджры – то, что нельзя разрушить, и то, что разрушает неведение. В Ваджраяне она стала символом нерушимого состояния природы ума. В тантрических ритуалах, где ваджра используется совместно с ваджра-колокольчиком, ваджра также символизирует мужской принцип, представляющий метод, а колокольчик – женский принцип, или мудрость. Ваджру держат в правой руке, а колокольчик в левой. Когда их держат в перекрещенных руках, это символизирует объединение метода и мудрости, что приводит к Просветлению.

Ваджра-колокольчик (тиб. дильбу). Представляет женский аспект, символизирует мудрость (санскр. праджня). Во время тантрических ритуальных практик ваджра-колокольчик используют совместно с ваджрой. Колокольчик держат в левой руке, а ваджру – в правой.

Вина (лютня). Это струнный музыкальный инструмент, с которым часто изображают Сарасвати, богиню мудрости, наук и искусств.

Дамару (двойной ритуальный барабан). На обе стороны этого барабана натянута кожа, сужающаяся средняя часть его обвязана, и от неё отходят матерчатая ручка, а также две верёвки, на которых закреплены деревянные или костяные грузила, создающие барабанящий звук при соударении с кожаными мембранами инструмента. Тантрические дамару выполняли из двух черепных коробок, принадлежащих ранее мужчине и женщине. Две половинки дамару символизировали двойственность Сансары с её непостоянством, а одновременные удары по обеим сторонам барабана – объединение в недвойственности.

Дипа (лампа). Это лампада для пожертвования огня. В лампу наливают фитильное масло, и ставят её на алтарь.

Дхармачакра (Колесо Закона). У этого колеса восемь спиц, означающих Восьмеричный Святой Путь Спасения. Говорится, что Колесо Закона поворачивается двенадцать раз, по три поворота для каждой из четырёх Благородных Истин.

Дхануша (лук). Лук обычно держат в правой руке. Он есть у таких божеств как Марици, Курукула. Стрелой с луком Маричи приносит боль марам и злобным существам. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой символизируют взаимодополнение мудрости и метода.

Дхводжа (Знамя Победы). Означает победу буддизма, является одним из восьми благоприятных символов.

Дхуп Дани (сосуд для благовоний). Представляет металлический горшок, для дымящихся благовоний, чей запах жертвуется богам.

Ганлинг (ритуальная костяная труба). Труба, которую обычно делали из человеческой бедренной кости. Она является ритуальным инструментом, который могут использовать во время ритуальной практики Чод.

Капала (чаша из черепа). Эта чаша наполнена кровью, либо плотью (мамса капала). Её держат в руках гневные проявления божеств (херуки) и их дакини. Херука – божество, пьющее кровь. Содержимое чаши – символ наших привязанностей, символ цепляния за "эго". Ликвидация этих привязанностей – это сострадание просветлённых, проявившихся в гневной форме. Значит, капала – чаша, которая символизирует сострадание.

Па (боевой топор). В тантрической иконографии боевой топор в руках гневных божеств символизирует отсечение мирских привязанностей. Помимо лезвия топора на рукоятке закреплена ваджра.

Cтупа (чайтья, чортен, дагаба). Чайтья, или ступа, представляет собой модель буддийской вселенной и является святыней. Её выполняют либо с квадратным, либо с круглым основанием, со шпилем или ступеньками наверху. Каждая ступень представляет Небеса. По четырём сторонам чайтьи размещают изображения четырёх дхьяна-будд: Акшобхью, Ратнасамбхаву, Амитабху, Амогхасиддхи. Место Вайрочаны находится в центре. В некоторых чайтьях Будда Вайрочана смотрит на восток, также как и Акшобхья.

Чамару (опахало). Является одним из восьми благоприятных символов.

Чандра (луна). Она часто появляется над изображениями божеств. В Ваджраяне символизирует взаимодополнение противоположностей. И Самвара, и Шива имеют полумесяцы в своих волосах.

Чатра (зонтик). Является символом защиты от зла. Его держат такие буддийские богини, как Панчаракша, Ушнишасита, Белозонтичная Тара. Чатра является одним из восьми благоприятных символов.



Источник - probud.narod.ru




      
      




   
Буддийский астрологический календарь на каждый день

Показывает: какой сегодня лунный день; что благоприятно делать, а что нет; какие сегодня праздники и пр.

Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

 

Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email. Подробности...

Этнический Петербург


Тибетский буддизм в закладки!


Тибетский буддизм на Яндексе


Copyright © 2005-2017 Новости буддизма в Санкт-Петербурге
Использование материалов с сайта разрешено для некоммерческой деятельности.
Для всех других случаев требуется письменное разрешение создателей сайта или указанного автора.

Индекс цитирования на Яндексе Rambler's Top100

Созерцание пустотности рекламы: