Мы Вконтакте     Мы в Facebook     english version     заставка     подношение дацану / заказ хурала     карта сайта     ссылки     контакты


Библиотека (далай-лама)

Альтруизм: мировоззрение и образ жизни. Из книги «Мир тибетского буддизма»

Версия для печатиВерсия для печати

Все разнообразные учения Будды обрисовывают различные методы тренировки и преобразования психики. Однако исторически традиционная классификация конкретных практик и связанная с ними литература получили свое развитие в Тибете под названием «лочжонг», что значит «тренировка ума», или - перестройка психики. Эти практики и связанная с ними литература называются так потому, что они направлены не на что иное, как на достижение радикального преобразования в нашем образе мыслей и, благодаря этому, - в нашем образе жизни.

Одна из основных характеристик лочжонга - это придание совершенно особого значения преодолению нашей привязанности к незыблемому «Я» и к установкам себялюбия, опирающимся на это представление о «себе». Себялюбивая позиция препятствует зарождению истинного сопереживания и ограничивает наше мировоззрение до узких рамок забот, вращающихся вокруг собственного «Я». По существу, преобразуя психику, мы стремимся сделать свое нормальное эгоистичное видение жизни более бескорыстным, когда благо других рассматривается по меньшей мере равным нашему собственному, а в идеале - намного более важным, чем наше.

Сначала я хотел бы поговорить о пользе любви и сердечности. Доброе сердце - подлинный источник всякого счастья, причем не только в религиозном понимании, но и в опыте повседневной жизни. Будучи людьми, мы являемся исключительно общественными животными. И так как в этом наша фундаментальная природа, мы выживаем только благодаря сотрудничеству, помощи и доброте других людей. Этот факт может стать более очевидным, если посмотреть на основные схемы нашего существования.

И даже если говорить с позиции совершенно эгоистических интересов, при которых люди желают счастья, комфорта и удовлетворения в жизни лишь для себя, безо всякой заботы о благополучии других или же о благополучии в будущих собственных жизнях, я все-таки настаивал бы на том, что исполнение наших собственных чаяний необходимым образом зависит от других людей. Это неоспоримый факт.

Встречаясь с учеными, особенно с нейробиологами, я узнал, что есть убедительные научные данные о том, что даже во время беременности сознание матери заметно влияет на физическое и умственное состояние вынашиваемого ребенка. Матери жизненно важно сохранять покой и ненапряженное состояние ума. После родов наиболее решающим периодом для здорового развития младенца являются первые несколько недель. В это время, как мне сказали, один из важнейших факторов последующего физического и умственного благополучия ребенка - это постоянные прикосновения матери. Если ребенок в этом решающем периоде оставлен без внимания и заботы, то пусть эффект этого и не проявится немедленно, произошедшие в результате физические нарушения могут сказаться позднее.

Когда малыш видит человека с открытой и дружелюбной манерой поведения, - улыбающегося или глядящего с любовью и заботой, он естественным образом чувствует счастье и защищенность. С другой стороны, если кто-то обижает ребенка, малыш сжимается в страхе, что приводит к губительным последствиям в детском развитии. Так начинается наша жизнь.

В человеческой жизни для счастья и удовлетворенности очень важны спутники и друзья. Поэтому вопрос о том, как мы развиваем дружбу и добрые отношения с окружающими, приобретает большой смысл. На поверхностном уровне можно «купить» друзей, но в действительности такие друзья - друзья денег или благополучия. До тех пор, пока у вас есть деньги и благополучие, эти друзья будут рядом, но как только фортуна вам изменит, все они будут рады с вами распрощаться. Когда это случится, больше ни слуху ни духу не будет от этих так называемых друзей. Они исчезнут неведомо где, они отправятся отыскивать кого-нибудь поблагополучнее. Понятно, что мы нуждаемся в друзьях больше всего как раз в трудный период жизни. Поэтому человек, который исчезает в это время, - не настоящий друг. Истинный друг остается опорой в тяжелое время.

Теперь зададимся вопросом: как мы обретаем друзей? Конечно, не злобой и не конфликтами. Обижая людей и воюя, невозможно с ними подружиться. Истинная дружба может возникнуть только из сотрудничества на основе честности и искренности, а для этого нужны открытый ум и горячее сердце. Это знает каждый из собственного опыта.

Потребность в атмосфере открытости и сотрудничества становится вс` более насущной и на международном уровне. В современную эпоху для экономики нет больше племенных или даже национальных границ. Из страны в страну, от континента к континенту, - весь мир пронизан сложнейшими неразрывными связями. Каждый зависит от других.

Альтруизм - не просто религиозный идеал, это непреложная потребность человечества в целом.

Следующий вопрос состоит в том, возможно ли воспитать в себе сострадание и бескорыстное стремление помогать. Другими словами: существуют ли средства, при помощи которых эти душевные качества можно увеличивать, а злобу, ненависть и ревность - уменьшать? Решительно отвечу: «Да!»

На собственном, хотя и небольшом опыте я убедился, что путем постоянной тренировки изменять свой ум можно. Иными словами, положительные подходы, мысли и представления можно усиливать, а противоположные им качества - ослаблять. Одна из главных причин этого в том, что даже одно единственное событие в душевной жизни человека зависит от многих факторов. Когда эти факторы подвергаются воздействию, то состояние ума тоже меняется. Это простая истина о природе сознания.

Сострадание и сердечность развиваются путем постоянных и сознательных усилий, поэтому вначале для нас важно распознать те предпочтительные условия, которые порождают эти качества, и наоборот, - условия, которые препятствуют развитию положительных душевных качеств. Таким образом, важно вести жизнь, отмеченную постоянной сознательностью и умственной бдительностью.

Наше владение этими способностями должно быть таким, что когда бы ни возникла новая ситуация, мы были бы способны немедленно распознать, благоприятны ли данные условия для развития сострадания и сердечной доброты, или наоборот. Осуществляя практику сострадания таким образом, мы постепенно сделаемся способны ослаблять влияние препятствующих сил и усиливать то, что способствует развитию сострадания и сердечности.

 

вернуться назад вернуться к списку



      
      


   Рассылка «Буддизм в Петербурге»

 

Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email. Подробности...

Этнический Петербург


Тибетский буддизм в закладки!


Подношение буддийскому храму

Помощь дацану

Хотите помочь дацану и сделать подношение?

На этой странице вы найдете реквизиты банка, yandex-денег и web-money.


Буддийские баннеры

Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

Получить код баннера

Хотите обменяться ссылками? Пишите нам.

Тибетский буддизм на Яндексе


Copyright © 2005-2017 Санкт-Петербургский Буддийский Храм "Дацан Гунзэчойнэй"
Использование материалов с сайта разрешено для некоммерческой деятельности.
Для всех других случаев требуется письменное разрешение дацана или указанного автора.

Индекс цитирования на Яндексе Rambler's Top100

Созерцание пустотности рекламы: