полезные ссылки     новый сайт дацана new!    


Библиотека (далай-лама)

Распознавание внутреннего врага. Из книги «Мир тибетского буддизма»

Версия для печатиВерсия для печати

Величайшее препятствие развитию сострадания и сердечности составляет эгоизм, этот жизненный подход, направленный на культивацию собственного благоденствия и выгоды, в то же время зачастую с проявляющимся забвением благополучия других. Это сосредоточение на «Я» составляет подоплеку большей части состояний нашего ума и представляет собой корень всех омрачений. Поэтому первая задача человека, практикующего сострадание и сердечность, - прийти к пониманию разрушительной природы омрачений и того, как они естественным образом ведут к нежелательным последствиям.

Для того, чтобы помочь в осознании разрушительной природы омрачений и нежелательности их результатов, я приведу цитату из Бодхичарьяаватары. В четвертой главе, носящей название «Осознавание», Шантидева объясняет, что омрачения, такие как ненависть, злоба, привязанность и ревность, которые находятся в нашей душе, - и есть наши действительные враги. В следующих двух стихах он поясняет, что эти враги не имеют ни ног, ни рук, ни оружия; они воздействуют на нас изнутри. Они держат нас под контролем и сковывают, точно своих рабов. Обычно, однако, мы не отдаем себе отчета в том, что эти омрачения и есть наши враги, и поэтому никогда не противостоим им. Так как мы не бросаем им вызов, они бестрепетно пребывают в нашем уме и продолжают вредить, как им заблагорассудится.

Как Злоба и Страсть и другие враги,
подобные этим, умеют,
ни рук не имея, ни ног, ни отваги,
меня покорять, превращая в раба?!

Покуда в душе у меня пребывают,
на радость себе причиняют мне вред.
И все же я с ними без гнева смиряюсь.
Но как тут постыдна терпимость моя!

Им стоит лишь только в душе появиться,
кончаются радость и счастье мои.
Терпимость к вредителям этим постыдна!
Нельзя их терпеть, не стыдясь.

Отрицательные мысли и эмоции зачастую лживы. Они мошеннически нас обманывают. Так, например, желание появляется перед нами, имея образ надежного друга, иногда прекрасного и дорогого. Подобным же образом гнев и ненависть являются нам как защитники или достойные доверия телохранители.

Иногда, когда кто-то собирается причинить вам вред, гнев поднимается как защитник и придает некоторую силу. Даже если вы физически слабее, чем обидчик, гнев заставляет забыть об этом и приносит ложное чувство могущества и энергии, - с тем результатом, что вы, вполне возможно, окажетесь побитым.

Так как гнев и другие омрачающие эмоции появляются под такими лживыми личинами, мы в действительности никогда не восстаем против них. Есть много способов, какими отрицательные мысли и чувства дурачат нас. Чтобы полностью осознать лукавство дурных чувств и мыслей, нужно сначала обрести спокойное состояние ума. Только тогда мы начнем замечать их обманчивую природу.

Если взглянуть на человеческую историю, мы обнаружим, что именно сердечная доброта бывала ключом к достижению того, что мир считает своими величайшими завоеваниями: например, в сфере гражданских прав, социального обеспечения, политического свободомыслия, религии и так далее.

Искреннее миропонимание и искренние помыслы не принадлежат исключительно сфере религии, они могут быть выработаны кем угодно, просто благодаря наличию истинной заботы о других, об обществе, о бедных и нуждающихся. Короче говоря, они возникают из глубокой заинтересованности и озабоченности благополучием более широкой общины, - то есть, благополучием других. Действия, возникающие в результате подобных подходов и помыслов, войдут в историю как хорошие дела, как благодеяния и пример служения человечеству. И в нашем поколении известны несколько примеров подобного величия.

Когда ум тренирован в самообуздании, то даже если вы будете окружены враждебными силами, покой вашего ума окажется трудно нарушить. А с другой стороны, душевный мир и покой может легко нарушиться из-за наших же собственных отрицательных мыслей и чувств. Итак, я повторяю, что настоящий враг - внутри нас, а не снаружи.

Обычно мы определяем своего врага как человека, как внешнего деятеля, который, как мы верим, причиняет вред нам или же дорогому для нас человеку. Но такой враг относителен и не вечен. В одно время человек может поступать как враг, в другое - стать лучшим другом. Это та истина, которую мы часто наблюдаем в собственной жизни. Дурные же мысли и чувства, этот внутренний враг, всегда остаются врагом. Они наш враг сегодня, они были врагом в прошлом и будут врагом в будущем, - пока будут оставаться в нашем потоке сознания.

Для тех из нас, кто считает себя последователем Будды Шакьямуни, почитает и уважает идеалы бодхисаттвы (Героя Пробуждения), Шантидева утверждает, что неправильно питать недовольство или ненависть по отношению к врагам, в то время как все живые существа дороги сердцам Будд и бодхисаттв. Конечно же, наши враги входят в «поле всех живых существ». Если мы питаем недовольство по отношению к тем, кого Будды и бодхисаттвы считают близкими своему сердцу, мы противоречим идеалам и опыту Будд и бодхисаттв, то есть именно тех, кому мы стараемся подражать.

 

вернуться назад вернуться к списку



      
      




   Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

 

Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email. Подробности...

Этнический Петербург


Тибетский буддизм в закладки!


Тибетский буддизм на Яндексе


Copyright © 2005-2017 Новости буддизма в Санкт-Петербурге
Использование материалов с сайта разрешено для некоммерческой деятельности.
Для всех других случаев требуется письменное разрешение создателей сайта или указанного автора.

Индекс цитирования на Яндексе Rambler's Top100

Созерцание пустотности рекламы: