полезные ссылки     новый сайт дацана new!    


Буддийские Учителя :: Кирти Цэншаб Ринпоче

Биография

Версия для печатиВерсия для печати


Кирти Цэншаб Ринпоче ("Буддизм России" № 34, с. 25-26)

Этот худенький старичок в очках, воплощающий всем своим видом доброту и сострадательность, кажется обычным тибетским монахом возраста около 60 лет. По произношению сразу можно угадать выходца из Амдо – Северо-Восточной провинции Тибета, прилегающей к озеру Кукунор (тиб.: Нгонцо) – области на границе с Китаем и территорией монгольских племен – Цайдамом. В действительности, ему 75 лет, и его фотографию можно встретить в алтарях многих почтенных Учителей, монахов в монастырях и отшельников в Дхарамсале и в горах над Дхарамсалой – городом в штате Химачал Прадеш, в предгорьях Гималаев, где располагается резиденция Его Св. Далай-ламы и живут выдающиеся тибетские ламы-перерожденцы. Он родился в 1926 г. и в возрасте 5 лет был распознан известным амдоским ламой – Кирти Ринпоче как перерождение настоятеля монастыря Кирти. В возрасте семи лет он поступил в этот монастырь монахом. Затем он получил там полное образование по программе университета Дрепунг Лоселинг и позднее стал настоятелем монастыря. В 1957 г. он присоединился к новому Кирти Ринпоче, который должен был поступить в Дрепунг-Лоселинг в Лхасе, чтобы заботиться о нем, так как Кирти Ринпоче был еще юн, и обучать его по дебатам.

Когда тибетцы пришли вослед за Его Св. Далай-ламой в Индию в 59 г. и начали поселяться и искать формы выживания здесь, Кирти Цэншаб Ринпоче после шестимесячного путешествия из Амдо через северное плато Тибета – Чангтанг сначала прибыл в Бодхгаю, где находился тогда Его Святейшество. Затем, когда Его Св. Далай-лама основал первые школы для тибетских детей, Ринпоче взялся работать учителем в тибетских школах для детей беженцев – сначала в Сока Лобта, затем в TCV – Тибетской Детской Деревне на горе над Дхарамсалой. Так прошло 7 лет, пока к нему не начали ходить многочисленные посетители – ученики, верующие. В то время дирекция школы заметила, что место школьного учителя не соответствует рангу Ринпоче, и как раз наступил период первой замены учителей. Ринпоче выразил желание уйти в затвор, для него была построена хижина на горе за Мклеоганчжем, рядом с белой ступой, туда он и переселился. Там Ринпоче прожил с 1970 по 1983 г. – в полном покое, укрывшись от посетителей и суеты. В 1983 г. состояние его здоровья оказалось подорвано зимним холодом и сыростью периодов дождей, тяжело переносимых непривычными к тому тибетцами – особенно в жалких затворнических хижинах, сложенных из плоских сланцевых камней, без какого-либо утепления и печки. Для лечения дыхательных путей в 1983 – 1985 гг. Ринпоче на зиму стал переселяться вниз – ближе к дому Чопра, где жил Его Св. Линг Ринпоче, старший Учитель Далай-ламы.

Только когда Его Св. Далай-ламе потребовалось получить передачу линии наставлений по Калачакре и выяснилось, что никто из учителей Далай-ламы не имеет этой передачи во всей полноте, с выполненными по всем необходимым практикам затворами, тогда вспомнили про Кирти Цэншаба Ринпоче, сидевшего где-то на горе, и обратились к нему. У него была линия передачи традиции, и он проделал все затворы. Но он ответил: «Кто я такой, чтобы наставлять самого Далай-ламу? Давайте сделаем так: я передам учение Учителю Его Святейшества, а он, в свою очередь, передаст его Далай-ламе». Тогда его с почтением переселили с горы вниз – ближе к резиденции Далай-ламы, и Ринпоче начал передачу учения Серкому Ринпоче, третьему Учителю Его Святейшества. Начиная с этого времени, Кирти Цэншаб Ринпоче сделался известен – к нему стали приходить ученики один за другим и уже не дали вернуться на гору. Также, поскольку из Тибета прибыло довольно много монахов монастыря Кирти, Кирти Ринпоче попросил Кирти Цэншаба Ринпоче не подниматься снова в горы – тем более, что здоровье его еще не поправилось, и заняться созданием в Дхарамсале монастыря Кирти, что и произошло в 1989 г. В “верхней” Дхарамсале – поселении вокруг резиденции Далай-ламы был построен маленький монастырь. Туда проложили свои пути и дотошные иностранцы.

Так стало складываться, что на вопросы: «У кого можно получить такое-то посвящение Ануттара-йога тантры? А такое-то посвящение? А такое учение? А это?» все чаще люди слышали в ответ от тибетских монахов имя: Кирти Цэншаб Ринпоче. В последние годы, несмотря на то, что годы его бегут под гору и, казалось бы, деятельность должна постепенно сокращаться, Ринпоче, напротив, стал больше ездить по миру, откликаясь на приглашения различных буддийских центров. В частности, в нашем журнале полтора года назад мы опубликовали материал про посещение Ринпоче Мексики, во время которого он передал посвящение Калачакры в Аматлан де Кетцалькоатль – месте рождения короля толтеков, и там главная жрица древней толтекской традиции вместе с местными жителями обратилась к Ринпоче с приветствием как к высшему перерождению Кетцалькоатля, прихода которого толтеки ждали последние семьсот лет.

Несколько раз в своем монастыре и по просьбе Его Св. Далай-ламы – в монастыре Дрепунг Лоселинг Ринпоче передавал цикл, состоящий из 100 посвящений различных йидамов. Но более всего, конечно, Ринпоче специализируется на Калачакра-тантре. Когде ему было 14-15 лет, он получил передачу на большой комментарий по Калачакра-тантре “Незамутненный свет”, составленный царем Шамбалы Ригдэном Пэма Карпо. Линия передачи была прервана в Лхасе, но сохранилась в Амдо. Еще в 1950-е годы, когда Его Святейшество Далай-лама проезжал через монастырь Ташикил в Амдо, он объяснил ситуацию и обратился с просьбой к амдоским монахам проявить внимание и не потерять эту линию учения “Незамутненного света”.

В своем интервью журналу “Мандала” Кирти Цэншаб Ринпоче рассказывает о своей связи с Калачакрой: «Позднее, когда Его Святейшество прибыл в Индию, он спросил, сохранилась ли эта традиция. Тогда я передал эту линию Серкому Ринпоче дважды. Серком Ринпоче должен был передать ее Его Святейшеству, но он успел передать только лишь половину и скончался. По просьбе Его Святейшества, проявляющего большую заботу о сохранении этой традиции, я передал ее однажды Панару Ринпоче из Депунг Лоселинга, затем однажды – Бакуле Ринпоче, ладакскому Учителю, один раз настоятелю Калачакра-дацана из монастыря Кирти и однажды Кьонгла-Рато Ринпоче. В целом, я передал ее шесть раз. Однажды, после кончины Серкома Ринпоче, Его Святейшество попросил меня, главу школы Гелуг Гандан-типа, настоятеля Намьгьел (монастыря Далай-ламы) и гэна Ламримпу проделать 10-тысячный затвор по Калачакре. В это время я еще жил в горах и спустился для проведения этого специального затвора. Позднее, живя в Чопра-хаус, я проделал затворничество по Телу, Речи, Уму Калачакры, в завершение которого исполнил большую огненную пуджу. Так я проделал затворничество по Калачакре дважды.»

В России Ринпоче был в 2003 году и даровал в Санкт - Петербурге посвящение Калачакра тантры.


      
      




   
В буддизме учителя традиционно почитаются наравне с Буддой.

В «Большом руководстве к этапам Пути Пробуждения» Чже Цонкапы сказано:

«Для осуществления Освобождения ничто не имеет большего значения, чем Учитель.

И в мирских делах видим: работу должным образом не выполнишь без мастера-наставника.

Так разве сможешь, только что придя из дурной участи, ходить без Учителя по ещё не хоженой земле?!

Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

 

Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email. Подробности...

Этнический Петербург


Тибетский буддизм в закладки!


Тибетский буддизм на Яндексе


Copyright © 2005-2017 Новости буддизма в Санкт-Петербурге
Использование материалов с сайта разрешено для некоммерческой деятельности.
Для всех других случаев требуется письменное разрешение создателей сайта или указанного автора.

Индекс цитирования на Яндексе Rambler's Top100

Созерцание пустотности рекламы: